Ликвидация компании — как списать долги

На языке права понятие «ликвидация» обозначает полная остановка работы организации, как юридического лица. Чаще всего организации закрываются, имея просроченные долговые обязательства и крупные суммы долга. В практике юриста по банкротству компании Юрконсалт неоднократно встречались дела, когда бизнес прекращали из-за разорения.

Способы ликвидации

Основным вопросом является, как списать долг, когда компания ликвидирована? Данный процесс регулирует Гражданский кодекс РФ. В нем указано, каким образом должно проходить закрытие.

Завершение может быть осуществлено двумя способами:

  1. По личной инициативе учредителей или директора — добровольный.
    Когда управляющий приходит к выводу, что продолжать дело не целесообразно. Процесс занимает 5-6 месяцев.
  2. Согласно судебному постановлению – принудительный, не более 9 месяцев.
    Причиной может послужить нарушение норм ведения налогового учета.

На первый взгляд может показаться, что процесс ликвидации не представляет ничего сложного, но это только на первый взгляд. На самом деле может понадобиться много времени от 3 до 9 месяцев. Для списания долгов в Москве и решения конфликтных ситуаций понадобится присутствие юриста по имущественным вопросам, который сможет корректно выстроить линию защиты и организовать четкое ведение дела.

Методы ликвидации предприятия с долгами

Провести законную процедуру возможно, выбрав подходящий для управленца путь. Вариантов несколько:

  1. Банкротство. Долг должен составлять не менее 3 000 000 рублей. Существует вероятность, что некоторое время суд будет изучать финансовую сторону бизнеса.
  2. Прекращение деятельности путем продажи. В данном случае работа не прекращается, но происходит смена руководства с целью реанимировать предприятие. В ЕГРЮЛ делается пометка о смене руководства.
  3. Проведение реорганизации. В таком варианте, имеющий упадок бизнес поглощается другой компанией и перестает быть самостоятельным. Обязательным условием реорганизации является уведомление кредиторов о данной процедуре во избежание признания сделки незаконной.

Действия при закрытии организации

Основные этапы:

  1. После принятия решения об остановке работы определяются сроки и назначаются ответственные лица.
  2. Уведомление ФНС по месту регистрации фирмы.
  3. Публикация информации о прекращении деятельности в печатном издании.
  4. Информирование всех имеющих отношение к фирме лиц. Начиная с сотрудников, заканчивая кредиторов фирмы.
  5. Проведение проверки органами ФНС.
  6. Оформление бухгалтерской отчетности.
  7. Проведение инвентаризации.
  8. Погашение обязательств перед кредиторами.
  9. Выведение остаточного финансового баланса компании и запись в ЕГРЮЛ.

Если фирма имеет несколько кредиторов, то при остановке работы и возмещении финансовых обязательств перед ними выплаты происходят в порядке очередности:

  • в первую очередь возмещение получают те, перед кем есть задолженность в результате причинения вреда жизни и здоровью;
  • далее следуют выплаты по заработной плате и пособиям;
  • следующие – бюджетные и не бюджетные фонды, потом все остальные.

Соблюдение сроков и очередности закрытия компании является важным моментом. При несоблюдении правил, может быть отказано в ликвидации.

Действующие лица

Прекращение деятельности путем банкротства происходит в том случае, если бизнесмен имеет долги по кредитным выплатам, и не имеем возможности их выплачивать. В большинстве случаев требование признать несостоятельность и прекратить работу поступает от кредитной организации. Но также встречаются случаи, когда учредитель компании первый ходатайствует о признании банкротства с последующим прекращением хозяйственной деятельности.

Помимо генерального директора обратиться в Арбитражный суд с просьбой о закрытии могут:

  • кредитная организация, которая не получает долговые выплаты;
  • ФНС;
  • органы прокуратуры.

Если при банкротстве физического лица суд назначает финансового управляющего, то в деле о прекращении деятельности предприятия — попечителя. Кто займет эту должность, решает Арбитражный суд, государственный секретарь или совет кредиторов. Назначение зависит от характера заявления и о дальнейших последствиях.

По постановлению Арбитражного суда, организация лишается прав распоряжаться своим имуществом и передает право собственности в руки попечителя. Тот в свою очередь распродает на торгах все активы и вырученными средствами в трехмесячный срок погашает полностью или частично (в зависимости от суммы) задолженность.

Документы для списания задолженности

После признания фирмы банкротом и свидетельствующей об этом записи в ЕГРЮЛ, происходит списание дебиторской задолженности. Для данного процесса необходимо подготовить следующие документы:

  1. Выписка из ЕГРЮЛ о фирме-банкроте.
  2. Копия первичных документов и решения суда.
  3. Акт, в котором указана сумма долга и сроки.
  4. Документ, свидетельствующий об основаниях списания.
  5. Приказ генерального директора о списании.

Датой списания считается день, когда сделана запись в ЕГРЮЛ или дата проведения инвентаризации задолженности. Сама процедура не очень сложная. Основная сложность заключается в подготовке необходимой документации и правильности заполнения отчета перед ФНС.